Информационно – познавательный проект с элементами творческой деятельности
Подготовили: Арбузова Виолетта Генриховна, Коннова Наталья Михайловна - воспитатели МДОУ "Детский сад комбинированного вида "Ласточка" г .Балашов, Саратовская область
Аннотация: проектное исследование на практике посадки, выращивания и сбора полевых культур знакомит детей с тем, как получают зерно, муку, хлеб; расширяет представления детей о разнообразных культурах, выращиваемых на полях, их значении для жизни людей и животных. А также способствует разностороннему развитию, формированию основ экологической культуры, патриотическому воспитанию. Проект предполагает создание на участке детского сада «мини-поля», где дети своими руками сажают полевые культуры, ухаживают за ними и собирают урожай.
Цель: через знакомство детей с растениями, выращиваемыми на полях, развивать познавательную активность, расширять представления о том, откуда берутся хлеб и другие мучные изделия, каши, развивать практические умения посадки и выращивания полевых культур: пшеницы, ржи, овса, подсолнечника, воспитывать уважение к труду хлеборобов, любовь к Родине.
Задачи:
1) Разработать и провести игровые обучающие ситуации, знакомящие детей с растениями, выращиваемыми на полях:
- Познакомить детей с растениями семейства злаков. Рассказать о том, что злаковые растения – это растения с различными колосками, в которых созревают зерна. Такие растения сеют и выращивают на полях в огромных количествах. Злаки необходимы для жизни человека и животных, так как обладают большими питательными свойствами. Это пшеница, рожь, из которых получают муку и пекут хлеб, это рис, ячмень, просо, овес, кукуруза из которых готовят прекрасные питательные каши. Злаки необходимы не только человеку, но и животным, широко применяются в сельском хозяйстве для кормления домашних животных. Злаковые растения созревают под солнцем и очень быстро растут, так как обладают полым стеблем – соломинкой.
- Рассказать детям, что кроме культурных злаков, которые выращивает человек, есть множество диких злаковых растений, служащих питанием как диким, так и домашним животным, пасущимся на лугах (мятлик, тимофеевка, овсяница, пырей и другие травы, имеющие колоски с зернышками).
- Рассказать детям о других культурах, выращиваемых на полях: подсолнечнике, гречихе, сахарной свекле, льне. Познакомить с их применением.
2) Познакомить детей с литературными произведениями (загадки, пословицы, стихи, сказки и рассказы), воспитывающими уважение к труду хлеборобов, углубляющими представления детей о ценности хлеба.
3) Продемонстрировать детям иллюстрации, показывающие детям процесс распашки поля, посев, растущее поле и сбор урожая. Познакомить с техникой, которую используют хлеборобы. По возможности, организовать экскурсию на настоящее поле.
Рассказать, что наша страна обладает огромными территориями, занятыми полями, обеспечивает пшеницей и другими злаковыми культурами не только жителей нашей страны, но и другие страны, где нет столько земли для выращивания злаков.
4) Создать коллекцию творческих работ детей по теме проекта (рисунки, аппликации, поделки из теста и пр.).
5) Предложить детям создать на участке детского сада «мини-поле» и попробовать вырастить на нем некоторые полевые культуры, понаблюдать за их ростом. С помощью родителей, детей реализовать задумку на практике, выбрав несколько культур на усмотрение педагога в соответствии с интересами детей. На «поле», в числе других культур, посеять пшеницу.
6) Наблюдать за ростом различных полевых культур, отмечая их особенности, сходство и различие.
7) Подобрать и провести игры и упражнения по теме проектного исследования, направленные на разностороннее развитие детей (математические представления, развитие речи, внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.).
8) Собрать урожай вместе с детьми, из колосьев пшеницы получить зерно, показать детям, используя кофемолку, как из зерна получается мука, как из муки можно сделать тесто.