Подготовила Козлова Анастасия Геннадьевна, учитель иностранного языка МАОУ «СОШ №23 им. Героя Советского Союза С.В. Астраханцева»
Для ребенка игра всегда является максимально комфортным способом познания мира, формирования навыков коммуникации, социализации, развития новых навыков. Через игру ребенок легко примеряет на себя различные модели поведения, способы решения новых задач. Поэтому одной из самых востребованных технологий в педагогике является игровая технология. Данное направление очень вариабельное и любой педагог может найти для себя и своих обучающихся такие варианты игр, которые будут максимально комфортными для решения поставленных задач. А для учителя иностранного языка главной задачей является формирование у ребенка уверенности при «говорении», так как очень часто при директивной форме урока у детей возникает чувство неуверенности и, как следствие, страхов при произношении иностранных слов. Такая проблема часто встречается в том случае, если на уроках иностранного языка учитель «поправляет» ученика, настаивая на единственно-верном варианте произношения – его собственном. Следует учитывать, что точность произношения, конечно, необходима при «говорении», однако у каждого человека есть свои нюансы в рече-формировании и их тоже следует учитывать во время уроков иностранного языка. Например, ребенок с грассирующей «р» не имеет возможности точно повторить твердую или мягкую «р» в иностранном слове, а масса замечаний ребенку по поводу произношения не решит эту проблему, а только навредит ребенку. Таким образом, использовать игры, в которых все изначально в равных условиях, помогает каждому участнику получить удовольствие от процесса и расширить или закрепить свои знания в изучаемом предмете.
В своей работе я использую такие игры как «Крокодил», «Цвет», «Животные», «Города» - в зависимости от возраста, словарного запаса и поставленных задач. Например, игра «Крокодил» подходит для закрепления словарного запаса по изучаемой теме. Смысл игры – показать жестами что-либо, а остальные участники должны догадаться, что им показывают. Для закрепления темы предлагаю показывать слова (существительные) из блока изучаемых слов, например если изучается блок «офис» - то показываем слова «карандаш», «учебник», «тетрадь», «линейка» и т.д. Игра «Животные» - подходит для младших классов – предлагаю картинки с изображением самых различных животных, задача – разместить животных в две группы «ферма» и «зоопарк». При перемещении животного (например коровы) необходимо сказать ««It’s a cow» (Это – корова«It’s a cow. Itliveson a farm» (Это – корова. Она живет на ферме). ). За каждое предложение команда получает 1 балл, таким образом чем больше предложений составит команда про корову, тем больше баллов получит. Еще одной игрой на развитие говорения является игра «Цвет». Суть заключается в следующем – в классе размещаются предметы различного цвета, задача обучающихся найти предметы загаданного цвета и перечислить их. Карточки с цветом могут быть спрятанными, что добавляет азарта в выполнение этого задания, так же можно называть предметы, просто имеющие этот цвет. Игра проводится по командам. И еще одна игра (для закрепления новых слов группы) в которую играют по принципу всем известной игры «Города» - первый игрок говорит слово, а следующий на последнюю букву. Можно играть по командам или в цепочке «каждый сам за себя». Такие игры помогают детям не только закреплять и расширять свой словарный запас иностранных слов, но и не бояться говорить на другом языке.
Таким образом, использование игр, знакомых с детства и с понятными правилами, в изучении иностранного языка позволяет педагогу в легкой и комфортной обстановке привить ребенку интерес к изучаемому предмету, сформировать навыки коммуникации, создать условия для реализации потенциала каждого ребенка.