Нравственное воспитание – вновь начнём с себя!

Подготовила Баженова Наталья Александровна, воспитатель МДОУ ВМР «Детский сад №20 «Островок» г.Вольска Саратовской области» 

Говоря о проблемах, которые назрели в сфере нравственного воспитания в сегодняшнем обществе нельзя не напомнить истину, что начинается воспитание ребёнка с чистого родничка семейных ценностей, которые впитываются малышом с самого рождения от самых близких окружающих его людей.

Современные родители в своём большинстве – люди грамотные и желающие дать своему ребёнку самое лучшее. Но что может быть ценнее их дара самому родному на свете человечку, чем взращивание в нём человечности, нравственности, высоких идеалов?

Многие из мам и пап искренне интересуются методами воспитания, ищут их в разных источниках. Поэтому необходимо рассказать родителям воспитанников о новой, единой и обязательной для всех образовательных организаций Федеральной образовательной программе, которая вводится в России с 1 сентября 2023г.

Кроме образовательных задач, в Программе отведено большое внимание воспитанию подрастающего поколения. В её структуру отдельным звеном входит Программа воспитания, нацеленная на приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, привитие детям правил и норм поведения в российском обществе. Речь об известных ценностях - Родина, природа, семья, человек, жизнь, милосердие, добро, дружба, сотрудничество, труд. справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память, единство народов России.

Воспитанию патриотизма в новой Программе уделяется особое внимание. В воспитании малышей – это формирование у них первичных представлений о малой родине: знание названия населенного пункта, в котором живут, знакомство с близлежащим окружением (зданиями, природными объектами), с местами пребывания в родном городе, воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости на красоту родного края и природы.

Современные проблемы воспитания детей тесно связаны с окружением, в котором они находятся. Детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. Семья для ребёнка — это и есть обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания от старших поколений.

Поэтому снова повторим: воспитание детей всегда начинается с родителей, а также с учителей и воспитателей. Потому что именно они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. А разве возможно научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая самим таковыми качествами?

Задумайтесь, для чего вообще воспитывать ребёнка культурным? Какие привычки культурного поведения мы чаще воспитываем у детей? Привычки вежливости, чистоплотности, аккуратности.. А воспитываем ли уважение к себе? К своим требованиям? К требованиям общества? Нужно ли это? ЗАЧЕМ? Примет ли ребёнок нормы морали человека, которого не уважает?

Некоторые мамы возмущаются: «Нет! Не ломайте характер! Мой вот ребёнок такой! Он хочет, чтобы всё  было по его!» Но вовсе времена это называлось НЕВОСПИТАННЫЙ ребёнок!»

Упрямство – начало становления настойчивости в достижении цели и силы воли. Но можно ли позволять ребёнку всё?! Можно ли растить его в мысли, что всё всегда будет «по его»? Можно ли позволять маленькому ребёнку командовать собою? Разумно ли это? Принесёт ли ему это пользу?  И почему так воспитывать нельзя? Да потому, что это не просто некрасиво – это опасно!

По информации из интернет-источников, в марте этого года в Подмосковье между 11-летней девочкой и мамой произошёл конфликт в подъезде. Мама отказала ребёнку купить собаку. А затем женщина ушла в магазин. Когда мать вернулась, с козырька подъезда уже стекала кровь. Ребенок упал с 4 этажа и разбился насмерть.

В  январе в Якутске 12-летний семиклассник покончил с собой после того, как родители отказались купить ему компьютер. Перед смертью ребёнок просил 50 тыс. руб. на новый компьютер. Угроз о суициде не высказывал.

Ужасные примеры можно продолжать.. Такие случаи возникают из-за двоек по предметам, из-за не сданного ЕГЭ, после просмотра запрещённых аниме-сериалов.

Каждый считает, ну, этого с ним не случится. А ЧТО Вы сделали, чтоб ребёнок правильно реагировал на Ваши слова, на неудачу, на запрет? Добиваетесь исполнения требований? Уважения к правилам поведения в обществе? Или он знает только о своих правах? Если сейчас говорите, что не справляетесь с ребёнком в 3 года, как будете справляться, когда ему исполнится 15? И КТО, если не родители, успешнее всех должны ладить с ребёнком?! Уметь его убедить, успокоить? А где-то и потребовать!

Делаем выводы: ребёнка обязательно нужно приучить понимать «можно» и «нельзя», учить справляться с трудностями, воспитывать усердие, учить правильно реагировать на неудачи («это можно исправить», «ты сможешь!»).

Ребёнок – это чистый лист. И он умеет ровно то, чему мы его учим. Насколько мы сами демонстрируем культуру, терпение, уважение, любовь к окружающим!

Родители говорят: «Я всё понимаю, но ничего поделать с собой не могу!» Об этом и речь! Нужно взять себя в руки! Это жизненно важно ради будущего Вашего ребёнка!

Хотим, чтоб ребёнок вёл себя спокойно – сами не истерим, не позволяем себе говорить при нём на повышенных тонах. Хотим, чтоб ребёнок рос добрым – сами не проявляем жестокости.

Воспитание ребёнка – это всегда воспитание в первую очередь себя.

 

 

 

Содержание: 

Tags: