Подготовила Демина Маргарита Юрьевна, воспитатель МДОУ «Детский сад №72» г. Энгельс, Саратовская область
Теория решения изобретательских задач (далее – ТРИЗ) как технология используется в система воспитания и развития подрастающего поколения уже не одно десятилетие. Подобный факт доказывает неопровержимую состоятельность технологии. А с утверждением федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, где большая роль отводится формированию творческой личности, ТРИЗ-технология получает «второе дыхание». Особенно гармонично технология вписывается в процесс на первой ступени обучения и воспитания.
В статье мы рассмотрим использования технологии в детском саду. Ведь, по праву, дети дошкольного возраста ещё лишены стандартов в восприятии окружающего мира. Какую цель преследует технология? Технология направлена на развитие гибкого мышления и фантазии. Ребята уже в детском саду способны взглянуть на проблемы с другой стороны и находить решения там, где раньше его не было видно. Ребенок самостоятельно, благодаря своей силе воображения, способен справится с любой задачей. Технология развивает способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.
ТРИЗ-технология обладает объёмной методологической базой. Мозговой штурм, синектика, метод каталога, метод фокальных объектов, моделирование маленькими человечками – вот небольшой перечень наиболее известных методов и приемов ТРИЗ-технологии. А каждый педагог, воспитатель – это, прежде всего, творческая личность, новатор. Вот и получается, у технологии безграничные возможности. В основе каждого метода и приёма заложен креативный подход. Уже в детском саду наши дети обучаются творческому мышлению. Использования ТРИЗ-технологии в детском саду, несомненно, дают колоссальные результаты. Образовательное учреждение успешно выполняет все образовательные функций, ведь ребенок развивается. Ребёнок креативно мыслить, принимает нестандартные решения. Возможности ТРИЗ-технологии безграничны как для детского сада, так и для более высокой ступени обучения и воспитания. Системное и последовательное использование технологии может стать прекрасной методологической базой для создания уникального образовательного учреждения, подобной авторской системы Марии Монтессори.