Предлагаем вашему вниманию материал, подобранный Ученым секретарем Саратовского областного отделения общественной организации "Педагогическое общество России", профессором Париновой Галиной Константиновной.
Школьников и студентов ждет много изменений
В Минобрнауки заявили, что середине сентября этот вопрос будет вынесен на заседание Госдумы, в сама обновленная система образования будет запущена уже с 2023 года.
На середину сентября 2022 года намечено повторное слушание вопроса об образовательной реформе в России с участием всех профильных комитетов Госдумы, представителей среднего и высшего образования, видных педагогов-практиков и политических деятелей. На повестке дня – законодательное закрепление ряда изменений в системе среднего и высшего образования.
Предлагаемые изменения
- Постепенный переход от двухуровневой системы обучения в вузах «бакалавр-магистр» к специалитету, при котором срок обучения в вузе увеличится до 5 лет (исключение могут составить медицинские направления и некоторые другие - 6 лет).
- Вывод ЕГЭ из системы школьного образования с выдачей аттестата независимо от его результатов
- Поэтапный отказ от ЕГЭ. В качестве первого этапа предлагается сделать ЕГЭ добровольным.
- Введение внутренних вузовских экзаменов для тех, кто откажется от ЕГЭ или пожелает пройти именно его, не представляя результаты ЕГЭ.
Минобрнауки планирует осенью внести на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования вместо Болонской. Об этом в среду сообщил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в интервью Наиле Аскер-заде на канале "Россия-24".
«Организовано несколько рабочих групп по самым разным направлениям — от определения целей и принципов новой национальной системы высшего образования до академической мобильности, проработки вопросов академической мобильности как внутрироссийской, так и зарубежной. Сюда же относятся соотношения разного рода уровня образования», — отметил глава Минобрнауки Валерий Фальков.
Что касается перспектив и сроков принятия соответствующих законов, он заявил следующее:
«Будет процедура законотворчества. Она имеет свои особенности, как мы знаем, длительное обсуждение и т.д. Но если наши предложения будут приняты, то, конечно, это будет со следующего учебного года».
«Промедление смерти подобно»
Известное изречение, которое часто использовал Ульянов-Ленин, как никогда актуально сегодня в отношении нашего образования. Только незамедлительные изменения способны вывести его из того тупика, в котором оно оказалось.
Объявленный ранее выход из Болонской системы образования и последовавшие за ним заявления о поэтапном отказе от бакалавриата и ЕГЭ, заставил пристально посмотреть на проблемы нашего образования. Действительно, за последние годы, несмотря на все предпринимаемые усилия, качество образования неуклонно снижалось. Это показывали результаты всевозможных международных олимпиад и исследований. Когда-то одна из передовых стран по уровню образования, Россия оказалась в третьем десятке.
Среди причин этой ситуации назывались такие, как переход на Болонскую систему, непродуманное введение ЕГЭ и другие кардинальные изменения, которые, к сожалению, не только не смогли придать нашему образованию дополнительный импульс, но и отбросили страну на много лет назад.
Реформы уже начались
В. Фальков отметил, что, не дожидаясь выхода из Болонской системы, еще в 2021 году было принято решение проводить зачисление в вузы в одну волну и это яркий пример эффективности сделанных шагов.
"Мы уже второй год зачисляем (в вузы), что называется, с первого раза. И это очень хороший такой способ создать равные открытые условия для всех без исключения абитуриентов по всей стране. Опыт в прошлом году по-разному оценивался, но мы видим, что это позволило, в том числе, многим способным и талантливым абитуриентам принять решение в пользу обучения в регионах", - сказал министр.
Глава Минобрнауки также сказал, что образовательные реформы в России будут идти последовательно. Главная задача предстоящих реформ – повысить качество нашего среднего и высшего образования. При этом надо постараться не нарушить функционирование, выстроенной за много лет системы поступления в вузы после окончания школы.
"Главное, что мы видим необходимость изменения вектора и главное мы понимаем, как сделать так, чтобы не навредить. (...) Надо понимать, что этот процесс, он не одномоментный, он требует последовательного движения вперед. И это работа на долгие годы, поскольку здесь нельзя все перестроить в одночасье", - сказал Валерий Фальков.