Предлагаем вашему вниманию материал, подобранный Ученым секретарем Саратовского областного отдления общественной организации "Педагогическое общество России", профессором Париновой Галиной Константиновной
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: НЕФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ
Все разговоры о качестве образования, высокие баллы ОГЭ/ЕГЭ и красные дипломы престижных учебных заведений на деле ничего не стоят, если в результате отличник не умеет решать элементарных бытовых задач, правильно оценивать риски и выходить из сложных ситуаций без потерь, физических и моральных. Другими словами, если школьник не умеет пользоваться полученными в ходе обучения знаниями, то все усилия педагогов напрасны.
Сколько взрослых, дипломированных домохозяек ежедневно ищут в интернете, как вывести пятно на одежде без «ваниша», потому что на уроках химии в школе им не объяснили, как химия может пригодиться в жизни? Сколько мужчин с «инженерными» профессиями не умеют починить розетку, потому что не предполагали, что электродинамика – не абстрактная категория, а быт, который нас окружает, и невнимание к школьной программе по физике доставляет огромные неудобства во взрослой жизни? Наконец, сколько детей, изучая в школе ОБЖ, ежегодно теряются в лесу, проваливаются под лед или страдают от пожаров?
Так, что же такое качество образования на самом деле?
АТТЕСТАТ – НЕ БАЛЛЫ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ!
Качественное общее образование – это, когда выпускник школы, получая «аттестат зрелости», становится зрелым во всех смыслах, и готов не только к получению высшего образования, но и к самостоятельной взрослой жизни, без неустанной опеки и материальной поддержки родителей.
Это сейчас, в эпоху тотального технического прогресса и «моды на престижные дипломы», выпускники школ имеют возможность взрослеть постепенно, до начала трудовой деятельности и самостоятельной жизни. В советскую эпоху, когда стране были остро нужны рабочие руки, а основной задачей школы была ликвидация безграмотности, после выпускного молодые люди приступали к работе, осваивали профессию в процессе и «вливались в ряды рабочего класса», без поблажки и скидки на молодость и неопытность.
Статьи, доклады, отчеты, темы научно-педагогических конференций и разговоры «об эффективном развитии общества и функционировании социальной сферы», «профессиональной образованности населения», «умениях и навыках» и т.д., и т.п., не дают ответ на главный вопрос: почему школьнику на уроке не объясняют, как в жизни ему могут пригодиться таблица умножения, закон Архимеда, электромеханика и другие науки.
Случаи, когда родители перед ребенком ставят цель выучить, чтобы получить хорошую оценку (высокий балл в аттестате), часто прибегая к системе материальных поощрений – далеко не редкость. Выученное тут же забывается, за ненадобностью, потому что награда за оценку получена, и дальше любимое чадо приступает к реализации сверхзадач – стать космонавтом или знаменитым артистом, сосредоточившись лишь на изучении тех предметов, которые ему необходимы для достижения поставленной перед ним цели.
В результате такого целеполагания вырастает инфантильное поколение, с потребительским уклоном, культивируемым с раннего детства. Подмена мотивации для обретения знаний и навыков в масштабах государства и преемственности семейных традиций (дети учат собственных детей по примеру родителей) наносит вред обществу.
Продолжение семейных ошибок в мотивации школьников, к сожалению, наблюдается и в школе, куда сегодня «со скрипом» возвращается внимание к воспитательной работе, полностью уничтоженной в 90-е годы. Ответственность за воспитание, за небольшую доплату при огромных объемах коррекционной работы не только с детьми, но часто и с их родителями, возлагается на классного руководителя. И это при том, что основной задачей школы, как и прежде, остается базовое образование, а время для внеурочной работы сильно ограничено. Рособрнадзор же, в первую очередь, контролирует баллы, требуя повышения положительной статистики в отчетах и соответствия стандартам качества.
Но как оценить профессионализм учителя-предметника, организацию и управление образовательным процессом, в свете концептуальных требований к качеству образования, если он, озвучив тему урока и обозначив сиюминутную цель, не объяснил ученикам перспективу, не вызвал практический интерес к ее изучению? Ведь, это – воспитательная задача, которой школа должна уделять внимание, чтобы выпускать во взрослую жизнь всесторонне развитую личность, а учитель-предметник доплату за воспитание не получает, и, чего греха таить, «возиться с нерадивыми после уроков» не обязан.
Баллы в аттестате не гарантируют успешного «вживления» в социум, даже если их хватило, чтобы пройти по конкурсу. Обучение в школе называется базовым, потому что предполагает необходимый и достаточный уровень десятилетней подготовки к жизни вообще, а не только к получению профессии. «На повестке дня» остается вопрос о соединении воспитания и обучения на уроке. Хорошо бы к этому добавить профессиональную помощь молодым родителям, родом из 90-х – объяснять взрослым, как стимулировать интерес к учебе, на родительских собраниях или индивидуально, с привлечением психологов, чтобы каждый малыш шел в школу с желанием учиться для себя.
НЕЛЮБИМЫЙ ПРЕДМЕТ: УЧИТЬ ИЛИ НЕ УЧИТЬ?
На деле выходит, что содержание предметов в современной школе не раскрывает в полной мере представления детей о том, с чем им придется столкнуться, когда они станут взрослыми: где им пригодятся знания математики, химии, физики, биологии и других предметов. Кажется, учителя забывают, что предметы, которые включены в обязательную школьную программу – необходимый минимальный уровень общего развития личности. Да и сами ученики (с полного одобрения родителей) зачастую делят школьные предметы на любимые и нелюбимые, с легкостью принимают решение об отказе от одной дисциплины в пользу другой, которая в данный момент кажется более полезной, или обязательной для изучения по выбранному профессиональному направлению.
Закон «Об образовании» оставляет право выбора, а с этого года в аттестатах появится оценка «зачет» по ряду «необязательных» предметов – ИЗО, музыке, физкультуре. Безусловно, общеобразовательная школа – для всех, и дети, не обладающие способностями к музыке и пению, рисованию, не имеющие возможности демонстрировать высокий уровень физической подготовки по состоянию здоровья, не должны «терять средний балл» аттестата. Но, с другой стороны, дисциплины, которые включены в список обязательных к изучению в общеобразовательных школах, вовсе не предполагают, что каждый школьник обязан обладать способностями к точным, естественным, гуманитарным наукам, иметь абсолютный музыкальный слух, яркий художественный талант, идеальную физическую форму.
Базовый уровень подготовки по всем школьным программам подразумевает не обязательный и самый высокий уровень подготовки каждого ребенка по всем предметам, без исключения, а всестороннее развитие, приобретение знаний и навыков, которые однажды пригодятся в жизни каждому.
Урок музыки нужен не для того, чтобы самому стать музыкантом, а, чтобы научить ценить прекрасное, сопереживать и, в конце концов, оказавшись в обществе музыкантов, суметь поддержать разговор, не чувствуя себя ограниченным, неинтересным собеседником. К тому же, у современного школьника, которому «медведь на ухо наступил», когда-то будут собственные дети, которым придется объяснять, что такое музыка и развивать их эстетическое восприятие. То же самое можно сказать об изобразительном искусстве: не все люди – талантливые художники, но умение видеть красоту необходимо в жизни каждому. Способности к математике не должны становиться препятствием для духовно-нравственного развития, которое дают уроки литературы и истории, и «математический склад ума» вовсе не мешает анализировать события минувших эпох и формировать собственное мировоззрение.
Прежде, чем делать выбор в пользу одного предмета, в ущерб другому, стоит задуматься, каких перспектив лишится ребенок, если взрослые будут решать за него, даже из лучших побуждений – например, желания уменьшить нагрузку или сосредоточить внимание на том предмете, который дается легче и вызывает больший интерес. Ведь, на самом деле, «нелюбимые предметы» появляются в большинстве случаев, когда возникают психологические препятствия, с которыми детям трудно справиться в одиночку, а у родителей не хватает времени, опыта, внимания, чтобы разобраться и помочь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общеобразовательная школа, как сформулировано в концепции о критериях качества образования, должна соответствовать государственным требованиям (стандартам), и речь идет не только об уровне профессиональной подготовки, но и о «качестве личности». Качественное образование – уровень знаний, навыков, культуры и нравственности, социальной подготовленности к условиям общества и его дальнейшему развитию.
Источник: https://in-texno.ru/about/blog-eksperta/kachestvo-obrazovaniya-neformaln...