ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА: УТВЕРЖДЕН НОВЫЙ ПОРЯДОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предлагаем вашему вниманию материал, подобранный Ученым секретарем Саратовского областного отдления общественной организации "Педагогическое общество России", профессором Париновой Галиной Константиновной

 

Разговоры о преобразовании школьной системы слышатся отовсюду все чаще и чаще. Многие эксперты, учителя, родители и даже наиболее активные ученики школ считают, что необходимость в утверждении нового порядка, расширяющего возможности и регламентирующего учебные нагрузки школьников, назрела уже очень давно.

И наконец-то чудо свершилось! Чиновники все-таки утвердили новый порядок образовательной деятельности в российских школах. Правда, изменения пока не столь глобальны, как хотелось бы многим участникам образовательного процесса, и скорее касаются лишь организационной части учебного процесса, а не глубоких пластов системы в целом. Но не стоит расстраиваться. Все перемены, как правило, начинаются с «ревизии» и выявления потенциальных возможностей.

Важно, что школьное образование в стране никого не оставляет равнодушным, и на всех уровнях обсуждается с интересом. О каком же новом порядке идет речь? Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ «НОВОГО ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ» УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Все «новые» основополагающие принципы образовательного процесса давно прописаны в законе «Об образовании в РФ». Но Порядок, утвержденный Министерством просвещения 22 марта 2021 года – «подзаконный акт», который вступит в силу с нового учебного года, дополнительно и более объемно разъясняет, какие именно изменения произойдут и как ими могут воспользоваться школьники и их родители.

 

  1. Технический прогресс, пандемия и по-настоящему новый курс государства на развитие науки и образования стали основным толчком для расширения форм обучения и комбинированного подхода. В первую очередь это относится к различным электронным формам обучения.
  2. Ученики начальных и средних классов смогут получать среднее образование в школе или в семье (семейное обучение), а старшеклассники получат возможность заняться самообразованием.
  3. При выборе семейной формы обучения родителям достаточно всего лишь известить об этом органы местного управления за 15 дней до начала учебного года или в течение этого же срока с даты приказа об отчислении.
  4. Федеральные образовательные стандарты при любой форме обучения остаются едиными и неизменными. Поэтому итоговая аттестация ставит в равные условия всех школьников, независимо от того, какую форму обучения выбрали их родители, и ее прохождение обязательно для всех учащихся.
  5. Некоторые пункты Порядка посвящены санитарным нормам и обязательным требованиям к учебной нагрузке.
  6. Согласно нового Порядка расширяются возможности образовательных учреждений: с нового учебного года школы смогут применять сетевые формы обучения – взаимодействовать со специализированными учреждениями/предприятиями и организовывать дистанционные уроки.
  7. Расписание уроков, а также индивидуальный учебный план составляется с учетом способностей и возможностей каждого ребенка.
  8. Ученики начальных классов теперь не должны выполнять домашние задания и не будут получать оценки в привычном для всех понимании (баллы). Хорошо это или плохо – отдельная тема.
  9. В случае абсолютного провала итоговых аттестаций ребенок получает справку о том, что обучался в школе.

Если говорить о новом Порядке образовательной деятельности, то скорее нужно сделать акцент не на правовом и организационном регулировании, а на создании и окончательном внедрении в школьную среду единой IT-системы, которая будет действовать наравне с привычными «бумажными» инструментами – дневниками, журналами, библиотекой и т.д.

Кроме того, нельзя не заметить, что в новом порядке много внимания уделено аспектам, связанным с облегчением перехода на семейное или индивидуальное обучение. Во многом на это повлиял прошлый учебный год, который прошел в условиях пандемии. Но не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что в последние годы семейная форма обучения стала пользоваться достаточно большой популярностью, что, естественно, не укрылось от глаз чиновников.

Но в свете того, что «цифровое неравенство» в образовательной среде пока не ликвидировано окончательно (Национальный проект «Образование» в полном объеме заработает только с 1 января 2024 года), государственная информационная система (ГИС), к сожалению, до сих пор хватывает далеко не все регионы России. Поэтому там, где нет доступа к интернету или школьные платформы не подключены к порталу госуслуг, родителям придется оформлять семейное или индивидуальное обучение в привычном, письменном формате.

 

СЕМЕЙНОЕ ИЛИ ТРАДИЦИОННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Философы утверждают, что выбор есть всегда. С этим не поспоришь, глядя на основательно подготовленную правовую и административную базу отечественного среднего образования. Но снятие административных барьеров для семейного или индивидуального обучения означает большую степень ответственности. А ответственность при этом возлагается не столько на школу, сколько на родителей или на старшеклассника, которые в момент принятия решения о том, какая форма обучения предпочтительней, должны это принимать во внимание.

Также нужно понимать, отказ от традиционной школьной формы обучения не означает, что не нужно изучать школьную программу. Это – во-первых. Домашний формат – для ответственных и организованных семей, понимающих, что теперь не получится обвинить школу и учителей в плохом качестве знаний ребенка. А ведь при проверке знаний никаких скидок «домашнему ученику» не будет – ФГОСы для всех одинаковые.

Второй важный аспект, который следует учитывать при выборе формы обучения: школа – среда социализации ребенка и обретения им жизненно необходимых навыков общения. Общественное воспитание невозможно в полной мере организовать в узком семейном кругу, и виртуальный формат общения никогда не заменит непосредственный контакт со сверстниками.

Безусловно, детям творческим и одаренным необходим индивидуальный график занятий в общеобразовательной школе. И это весомый аргумент в пользу выбора отдельных форм обучения. Хотя, и здесь следует учитывать род занятий ребенка: к примеру, карьера балерин или спортсменов коротка, и рано или поздно школьнику, возможно, придется встраиваться в обычную жизнь, где нет «богемных» привычек. Если речь идет о ребенке с ограниченными возможностями, который по объективным причинам не может посещать школу, то выбор семейного обучения закономерен и обоснован. Но даже в этом случае необходимо задуматься о традиционной форме обучения, как о возможности социализации ребенка и максимального его сближения с одноклассниками, чтобы избежать развития нежелательных комплексов, состояния подавленности и т.п.

Возможность перехода на индивидуальную или семейную форму обучения не должна расцениваться как легкий уход от бытовых проблем: отсутствие необходимости ежедневного посещения школу, конфликты с одноклассниками или учителями и т.д. Это – факторы организующие, способствующие развитию дисциплины, коммуникативным способностям ребенка, которые понадобятся ему в будущем.

Любые нововведения доказывают свою эффективность со временем, на практике. Образование и воспитание детей – наиболее тонкая и чувствительная сфера в каждом обществе, где необходимы вдумчивость и осторожность в принятии решений, даже при отсутствии правовых преград.

С другой стороны, опыт показывает, что именно разнообразие форм обучения помогло без ощутимого урона знаниям и здоровью детей завершить прошлый учебный год и приступить к занятиям по учебному плану первого сентября 2020 года. Стало быть, гибкость и универсальность нового Порядка подоспели вовремя.

Источник https://fulledu.ru/articles/1692_shkolnaya-reforma-utverzhden-novyi-poryadok.html

Содержание: 

Tags: