ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Предлагаем вашему вниманию материал, подобранный Ученым секретарем Саратовского областного отделения общественной организации "Педагогическое общество России", профессором Париновой Галиной Константиновной.

 

Назначение примерной программы воспитания – помочь школам создать и реализовать собственные работающие программы воспитания, направленные на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Примерная программа показывает, каким образом педагоги (учитель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией.

В центре примерной программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.

На основе примерной программы воспитания образовательные организации разрабатывают свои рабочие программы воспитания. Примерную программу необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание основных ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания.

Рабочие программы воспитания образовательных организаций должны включать в себя четыре основных раздела:

- Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором школа кратко описывает специфику своей деятельности в сфере воспитания. Здесь может быть размещена информация: о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.

- Раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.

- Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел может состоять из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы. Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация» (два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования). Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».

Образовательная организация, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. Поскольку практика воспитания в школах России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая школа по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Тот или иной дополнительный модуль включается в программу при следующих условиях: новый модуль отражает реальную деятельность школьников и педагогов, эта деятельность является значимой для школьников и педагогов, эта деятельность не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой.

Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогов образовательных организаций в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

- Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором необходимо показать, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводятся не результаты самоанализа, а лишь перечень основных его направлений, который может быть дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления.

Рабочая программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает на основе примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.

К программе воспитания каждой школой прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.

Разрабатывая рабочую программу воспитания важно понимать, что сама по себе программа не является инструментом воспитания: ребенка воспитывает не документ, а педагог - своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников.

Скачать файл: 

Содержание: 

Tags: